Рецензия: Харуки Мураками "Исчезновение слона"


Картинки по запросу мураками исчезновение слона 


Мое знакомство с Харуки Мураками началось давно, с совета моего лучшего друга. Начал я читать с тетралогии про Крысу и понял, что не ошибся, и что еще один кирпичик лег в стену для писателей моей души.  Я рад, что именно он открывает мой набор рецензий на блоге.
"Исчезновение слона" -  это сборник рассказов. Как-то так сложилось, что я не особый ценитель рассказов какого бы то ни было писателя. Как по мне, есть  в этой литературной форме некоторая недосказанность, что ли) мне все время кажется, что вот только ты разогнался, только познакомился с героями и тут же приходится вникать уже в новую историю с новыми людьми. Не знаю, может это связанно с характером человека) Мой, по крайней мере, больше тяготеет к чему-то монументальному, большому, в которое можно погрузиться на долгий срок и найти все то, что твоей душе угодно. Но и рассказы порой бывают очень неплохими. Что касается рассказов Мураками, с момента первой книги я уже прочитал три  его сборника и скажу, что в большинстве своем они не могут считаться идеальными для меня. Но есть в них одна особенность: они, как и все книги Мураками, передают четко его настроение и жизненную позицию. В этой книге герой постоянно задумывается над своим местом в этом мире, он смотрит на других людей, нет, не пытаясь приравнивать с собой, а просто, оценивая их жизни, события, которые происходят с ними. Его герой – это молодой человек между 20 и 30 годами жизни – как раз тот возраст, в котором очень много задаешь себе вопросов и пытаешься найти себя. У него в голове вечный клубок мыслей, который все никак не хочет распутываться. И поэтому возникают порой очень интересные и абсурдные вопросы в голове. Гуляя по городу, герой может замечать мельчайшие детали и задаваться вопросами о них. Например, почему собаки могут долго обнюхивать какое-то место или мысли о том, что среди ста людей, только что повстречавшихся ему на улице, большинство умрет через ближайшие 60-70 лет, а для мира ничего не изменится, ведь это такой короткий срок… В  книге постоянно царит состояние – я бы его назвал: мрачный осенний день за окном, небо заволокло тучами, сыпется мелкий дождь, влажно и противно. То же происходит и в душе героя. В такие дни хочется просто сидеть где-то в более менее уютном месте, читать книгу или потягивать какое-то спиртное ни о чем не заботясь и думая о своем. Главное – не работать, потому что в таком состоянии не хочется делать ничего серьезного. Герой постоянно пьет пиво, для него это нормально, и виски, когда хочется чего-то покрепче. Я так подозреваю, что эти напитки являются любимыми и у автора) ну что ж – довольно неплохой вариант) Отношения с девушками тоже в подвисшем состоянии: есть периодический секс, но нет того чувства, за которым гоняется большая часть нашей прекрасной половины человечества) а самое главное – нет желания этого чувства достичь… в этом тоже главный герой не может разобраться) Автор постоянно противопоставляет главному герою разных людей, зачастую родственников, у которых как бы есть четкий намеченный план на жизнь и которые очень усердно пытаются ему следовать. Но это не вызывает у героя желание поменяться и подражать им, а наоборот, вызывает только саркастические шутки в их сторону) возможно, герой понимает, что только его разгильдяйским способом жизни можно сохранить истинную свободу, а если потерять свободу – зачем тогда жить? Мураками любит классику, джаз и рок – это в отношении музыки. И это круто) это всегда всплывает в его произведениях, нередко с юмором. Мне больше всего из этого сборника понравился рассказ «Дела семейные». В нем как раз в основе сюжета жизнь молодого человека, ищущего себя и противопоставленная ему жизнь его сестры, которая пытается быть как все и устроить свою семейную жизнь. При том, что этот человек довольно неглуп, о чем свидетельствуют его размышления и даже тот же сарказм (я где-то читал, что чем острее чувство юмора у человека – тем выше его интеллектуальное развитие)). Кстати, шутки его многие даже не понимают). И он не хочет бездельничать и заниматься непонятно чем, он просто не хочет заниматься хоть бы чем, работать ради работы, как это принято и в нашем обществе. Здесь как раз очень четко описаны все те моменты, что я перечислил   выше. Больше всего  понравилось саркастическое отношение ко всему главного героя)) очень напомнило меня и постоянные напоминания об этом моих близких людей)) Так получилось, что я решил почитать эту книгу в дождливое апрельское утро: сыро, холодно, шум капель дождя и никакой охоты вставать. Это еще больше усилило восприятие состояний в книге) Единственное, что плохо – после Мураками не хочется ехать в Японию)) по крайней мере,  мне))) но это обманчиво и я обязательно попаду в эту замечательную страну, полюбуюсь сакурой и взойду на Фудзияму, чего и вам советую))) Книгу рекомендую к прочтению, моя оценка 4 (по моей собственной шкале). Ну и, наверное, отдельному рассказу «Дела семейные» - 5, за чувство юмора героя) ПЫ.СЫ. Спасибо брату за подарок) Цитаты:
Ватанабэ Нобору сказал, что хотел бы послушать какой-нибудь легкий вокал, сестра поставила запись Хулио Иглесиаса. Хулио Иглесиас!— подумал я. Ну и ну, откуда у нас дома взялось это кротовье дерьмо? 
—А вы какую музыку любите? 
— спросил меня Ватанабэ Нобору. 
—Вот такую — просто обожаю,— сказал я в отчаянии.— А еще Брюса Спрингстина, Джеффа Бека и The Doors. 
—Ничего из этого не слышал,— сказал он.— Похоже на то, что мы слушаем сейчас? 
—Более или менее,— ответил я. 
Затем он принялся рассказывать о новой компьютерной системе, которую разрабатывает его проектная группа. Если на железной дороге случится авария, эта система тут же вычислит наиболее эффективный маршрут для возвращения поезда в депо. Судя по рассказу, вещь удобная, однако принципа системы я так и не понял, будто он говорил о спряжениях глаголов в финском языке. Он рассказывал с энтузиазмом, а я поддакивал время от времени, при этом думая о женщинах. Куда и с кем я пойду выпить в следующий выходной, где мы поужинаем и в какой отель пойдем. Вот такой у меня характер, мне это нравится. Одним нравится заниматься моделированием и рассчитывать маршруты для железной дороги, а мне нравится выпивать и спать с девчонками. Наверное, это вроде судьбы, которая неподвластна человеческому пониманию.

Comments

Popular posts from this blog

Рецензия на фильм Теория тигра