Записки на обочине: Босиком по медузам или 50 оттенков голубого



Это путешествие началось и закончилось так быстро и загадочно, как и то место, куда мы, собственно, направились) А направились мы в этот раз на Кинбурнскую косу, на которую я давно собирался, как, в принципе, и в сто пятьсот других мест, но никак руки не доходили. И тут я наконец-то решился.

 
Подготовка получилась какой-то скомканной: я несколько раз менял маршрут, перепродумывал все, также менялись обстоятельства, которые влияли на эту поездку, люди и вообще, до последнего момента я думал, что мы никуда не поедем) Но все случилось с точностью да наоборот. В итоге, буквально за пару дней до старта, у меня наконец-то вырисовалась примерно нитка маршрута и все организационные моменты. Изначально я планировал поехать в Николаев и один день из трех посвятить более экскурсионной части маршрута – заехать в Ольвию и потом посетить недавно появившуюся на горизонте винодельню Бейкуш, которая находится недалеко от Очакова. Но потом передумал и решил сделать чисто походный вариант, тем самым решив захватить максимум Кинбурна. Одной из причин перепланирования были недавно запущенные ракеты ,которые курсируют между Николаевом и Очаковом. Проблема была в том, что они начинали ходить только с июня, а у нас был в распоряжении только конец мая. Ну и так как у нас в стране, к сожалению, проблема с транспортом в отдалении от больших городов, то очень не хотелось потратить пол дня на разваленные автобусы и дороги, чтобы добираться от места к месту. Вообще, что касается ракет, то можно посмотреть их график и стоимость  на сайте Нибулона, компании, их запустившей  http://nibulon.com/data/pasazhirski-perevezennya/rozklad-reisiv.html Притом, что появилась возможность доехать части группы и довезти вещи на машине, мы, конечно же, решили это использовать и направились прямо в Очаков в субботу с утра.  Вторая часть группы отправилась на бла-бла каре в Николаев, а оттуда в Очаков тем же видом транспорта. Отсюда началось наше везение (до этого было так себе)). Ребята на лету схватывали предложения водителей и прибыли в Очаков быстрее нас, хоть мы и были на личном транспорте) И около 9 утра мы уже были на месте, готовые начинать маршрут. Но теперь была еще одна проблема, с Очакова на косу ходят несколько баркасов, которые перевозят людей, и на тот момент ходили они два раза в день: утром и вечером. Тот баркас, про которые мне удалось узнать стартовал в 7 утра и обратно в 8 утра, а следующий заход аж в 13.00. Про другой я не знал на тот момент, но нам это и не понадобилось. Мы решили пойти сразу на пристань и разведать обстановку. От автовокзала до первой пристани идти минут 15. Придя туда, мы спросили у охранника как бы нам попасть на косу и он указал нам на пришвартованный баркас и сказал, что этот сейчас отправляется, идите, мол, поговорите с капитаном, что мы и сделали. Капитаном оказался бравый, солдатской выправки мужик, похожий на матерого морского волка, который сразу продемонстрировал нам кто здесь все решает)) Тут наша удача поколебалась – он сказал, что возьмет нас, но потребовал у всех документы) Первая осечка) Дело в том, что, путешествуя по Украине, я, в принципе, никогда не беру с собой паспорт) вот как-то не парюсь) ну за исключением путешествий поездом. Ну, в общем, я сделал удивленное лицо и поинтересовался зачем документы. На что он сделал еще более удивленное лицо и начал что-то нести про постановы Кабинета министров, какие-то там указы, про пограничную территорию, я его, честно сказать, почти не слушал, так как в это время все думал, что же мне ему предложить, чтоб он позабыл  про документы) Короче, как я понял, он имел в виду, что после аннексии Крыма теперь, путешествуя по Черному морю на юге Украины, ты всегда будешь находиться на пограничной территории) В общем, пока он бросался страшными словами, я придумал, чем можно его задобрить) При том, что как оказалось, документов не было только у меня))) у остальных участников были паспорта) Вот такой вот руководитель безответственный) Подумав, я вспомнил, что у меня, к счастью, есть на телефоне отсканированные копии всех моих документов и я предложил ему удовлетвориться этим) Не знаю, что его успокоило – возможность заработать лишних 400 грн или он и правда посчитал, что сканкопия покатит, это уже за пределами моей осведомленности) И вот мы уже сидим на лавках на баркасе и ждем отправления. По поводу баркасов и причалов сразу напишу. Вообще есть два основных причала в Очакове, откуда ходят баркасы на косу – Лесхоз и Причал 333. Они расположены прям друг возле друга, если идти с автовокзала, то первым наткнетесь на Лесхоз, он возле военной части, а если идти через поле по дорожке, то как раз выходишь на 333. С Лесхоза ходит баркас в 07.00 и в 13.00, а с 333 – в 8.00 и в 12.00. Летом, как я понял, добавляется еще один заход, но время не уточнял. Есть номера капитанов, кому интересно – обращайтесь. Время в пути у них примерно час, соответственно через час они на косе, набирают людей и сразу отправляются назад. На косе есть тоже два причала (это одно название)) – один причал села Покровское, куда приходит катер с Лесхоза и причал села Рымбы, куда приходит с 333. Они друг от друга километрах в 4, это вроде как два села разных, хотя местные их за одно считают. Дорога от Очакова до Кинбурна занимает около часа. Прибыли мы на причал села Покровское, высадились и тут началось все самое интересное. Сразу хочу посоветовать – как только вы высадились на Кинбурне, сразу же доставайте средство от комаров и брызгайтесь с ног до головы) Также, можете сразу мазаться кремом для загара, тоже с ног до головы) Мы даже шутили, что можно вообще все это смешать и начать принимать задолго до путешествия внутрь)) Потому что комары и солнце там и правда вездесущие и очень любят свежие жертвы) Я, как всю жизнь проживший на берегу реки, конечно не сильно страдал, но городским жителям это может показаться сплошным нашествием) Но сразу успокою – такое количество комаров только на стороне Днепровского залива, как только вы выберетесь на морскую сторону – их станет в разы меньше. Наша группа была почти полностью готова, в отношении запасов и снаряжения, единственное, что нам оставалось купить – так это воду. Зная заранее о нескольких магазинах, которые находились сразу по нашему маршруту, я сильно не беспокоился о воде. Все совпало и мы купили воду в последнем на нашем пути магазине – цены там, конечно, выше, чем в городе, но вполне терпимые. Далее мы вышли за пределы последнего села и наконец-то началась дикая местность. Тут-то и удалось нам вдохнуть свободы.  План был следующий  - дойти по берегу залива до крайней западной точки косы, потом выйти на сторону моря и дойти до первой ночевки – на территории еще не организованного в этом году Кинбурн кемпа. На самом деле идти по берегу залива у вас не получится, просто все ходовые дороги проложены посередине постепенно сужающегося участка суши. Все побережье в деревьях и там невозможно идти. Поэтому мы топали по одной из внутренних дорог, поднимали себе настроение различными историями пока не приблизились максимально к морю.

 

Увидев море, мы вышли на его побережье – не было  смысла ломиться через кустарник, если можно пройти по побережью – и я сразу понял, что все-таки стоило напрягаться, организовывать и ехать в это спонтанное путешествие. Пред нашим взором предстала просто обворожительная картина – такое кристально чистое и переливающееся всеми оттенками голубого и бирюзового море. Конечно же первым делом мы забежали в него, охладив уже подуставшие ноги. Идти уже никуда не хотелось, но я понимал, что нам еще много предстоит пройти, поэтому предложил долго не задерживаться и идти дальше. Недалеко от места выхода нас к морю в небольшой группе деревьев расположилась группа молодежи, с палатками. Я сразу понял, что несмотря на внесезонье – скорее всего тут будет достаточно людей даже сейчас. После небольшой остановки мы двинулись по побережью в сторону запада. Что мне удалось усвоить за этот поход – так это то, что песок – это, наверное, самая неудобная поверхность, по которой приходилось мне ходить. В качестве лучшей обуви для передвижения по песку я, пожалуй,  не могу предложить ровным счетом ничего) Лучшее – это просто не ходить по песку)) Я лично пытался ходить в сандалиях и босиком и ни один способ не подошел) Что касается ботинок или кроссовок, думаю, это тоже не самый приемлемый вариант – так как будет ужасно жарко и песок и вездесущие ракушки будут попадать внутрь обуви, что тоже малоприятное событие. По дороге к крайней точке мы встретили еще много людей, некоторые из которых были малоприятными экспонатами, что меня довольно расстроило. К тому же, вся эта кавалькада молодежи, которая скрашивала свою робинзонскую участь большим количеством алкоголя, вдруг решила всей толпой идти в том же направлении, что и мы. Понятное дело, нас это тоже не очень порадовало) Но, не смотря на все эти перипетии, пейзаж был настолько красив, что мы не могли не радоваться своему присутствию в этом замечательном месте. После непродолжительного времени мы увидели как эта часть полуострова значительно сужается и близится к концу. На крайней западной точке я решил сделать долгую остановку на отдых и на обед. Тем более, что там находится прям на берегу заброшенный ржавый баркас, который когда-то бороздил просторы бурлящего моря, а ныне находился в уединении, выброшенный на берег. Вот на нем мы и расположились. Пообедав, мы по очереди сходили на край косы, там, где море соединяется с заливом. Это очень интересное место, так как черные грязные и агрессивные волны залива все норовят пробиться в спокойные голубые воды моря и это очень эффектное и потрясающее место. Полюбовавшись этой извечной борьбой мы собрались и двинулись обратно, по направлению к месту нашей ночевки.

 


Идти пришлось не так долго, как я ожидал, и к 6 часам вечера мы уже разбивали лагерь в замечательном сосновом лесу (обожаю сосновые леса))). Комаров тоже оказалось меньше, чем я ожидал, но пользоваться репеллентами все-таки пришлось. Вообще всю косу, а точнее, ее морской берег, я разбил бы на три участка это крайняя западная точка – участок с сосновым лесом  - крайняя южная точка. Если вы путешествуете по Кинбурну, то, дойдя до сосновых деревьев, можете смело рассчитывать, что прошли примерно половину. В чем есть большая проблема на косе –так это с пресной водой. Нам и в этом случае повезло, мы увидели на карте место, где была указана вода и направились туда. Как выяснилось потом – это бывшая администрация причала. Когда-то, в советское время, тут было что-то вроде туристического центра, со всех сторон люди приезжали на катерах и собирались и отдыхали именно здесь. Поэтому здесь выстроили администрацию и еще много подсобных строений. Но на данный момент все это разрушено и заброшено. Есть несколько сотрудников, которые зачем-то живут там и следят за всем, вот у них мы и попросили набрать воды на вечер. Не скажу, что с особым желанием, но воды нам все-таки дали. Вообще, вот на протяжении всего этого лесного массива очень много мест было занято людьми. Причем они группировались по несколько палаток, а то и больших шатров. Большинство были с машинами, жгли костры и, в общем, делали все то, что якобы запрещено в этой местности. Но, как и в большинстве мест нашей страны, никто на это не обращал внимание. Мы же не заморачивались по поводу костра и приготовили как всегда вкуснейший ужин на горелке и отведали приготовленную ранее настойку на калине, которая, на удивление, оказалась совсем ничего) Тут стоит упомянуть о одном интересном сожителе, который лично мне не давал спать спокойно  каждую ночь)) Это, как я узнал потом конечно же у спеца по птицам Михалыча, был козодой. Если вы посмотрите на его фотографию в интернете, то поймете, почему он не давал мне покоя)) Во-первых, у него очень противная трель, если это вообще можно трелью назвать)) больше похоже на дизельный генератор) Но самое жуткое – это хлопки его крыльев, постепенно то удаляющиеся, то приближающиеся к лагерю. Мы-то не видели этого замечательного сожителя, было уже темно, но у меня такое ощущение складывалось, что по соседству с нами живет птеродактиль)) интервал между хлопками его крыльев наводил на мысль, что размах у него по меньшей мере как размах альбатроса)) Я так и не понял до сих пор, в чем там механика, но звучит это жутко)) Не хотел бы я ночевать где-нибудь в одиночку, по-соседству с этим замечательнейшим животным)) . Но в то же время, хотел бы увидеть его вживую, любопытства мне не отнимать)). В общем, под травлю баек, под периодическое "наслаждение" присутствия козодоя и под довольно неплохую настойку вечер плавно перешел в ночь и, соответственно, подошел к завершению первый походный день на Кинбурне.

 


На следующий день мы проснулись полны сил и энергии. Это было замечательно, потому что по плану, нам нужно было пройти очень много в этот день, но я не ожидал что это будет так сложно. План был грандиозный: пройти до крайней южной точки косы и вернуться на это же место для ночевки, чтобы завтра рано утром выйти поперек полуострова к пристани, которая нам была нужна. Поэтому, на скорую руку позавтракав, мы собрались и двинулись по берегу к далекой цели. Я шел всегда босиком прямо по прибрежной полосе, там где волны, накатываются на берег – песок там из-за воды упругий и прохладная вода приятно окатывает уставшие ноги. Но это только замыливающая глаза магия косы, на самом деле после длительного участка, пройденного таким образом – вы просто не сможете встать на ноги) Во-первых, вы идете под грузом рюкзака и босые ноги (по крайней мере, неприспособленных городских жителей) не приспособлены для таких длительных прогулок. Во-вторых, на берегу очень много ракушек, которые могут больно впиваться в подошву и создавать дополнительный дискомфорт, а идти по песку еще сложнее. Ну и последнее – вода создает условие своеобразной линзы – и ноги просто-напросто очень сгорают от палящего вовсю солнца. Но мы этого не знали и бодреньким шагом двигались к своей цели. Даже в мае на побережье достаточно много народу – основная масса на машинах, так как подъезд на полуостров достаточно удобный, и в машине можно привезти много всего полезного, чтоб как-то прожить день, а то и несколько в таких условиях. В принципе, участки без людей встречались, но длилось это не долго. Чтобы дойти до другого конца косы нам потребовалось часа 4. Из этого могу сделать вывод, что все морское побережье косы можно пройти за световой день и не сильно устать при этом. Так что, если кто-то будет говорить, что это нереально – не верьте) На южном краю косы нас ждал другой пейзаж, он отличался от западного. Ну, во-первых, здесь было повсюду море, но так же происходило интересное накатывание волн друг на друга – со стороны открытого моря и со стороны залива. Эти накаты как раз и образовали небольшую отмель, по которой мы решили пройтись до ближайших островков, которые были неподалеку, после того, как суша подошла к концу. Дойдя до первого острова мы спугнули небольшую стайку птиц, подобрали старую пластиковую бутылку  и, выполнив экологическую миссию, решили возвращаться. Оба конца косы достаточно привлекательные и разные, стоит побывать на каждом из них.

 


Возвращаясь назад, мы решили остановиться пообедать в каком-то удобном месте, чтоб сильно не дул ветер и чтоб был чистый выход в море – очень хотелось покупаться хоть раз, потому что было достаточно прохладно. Что мы и сделали. Купаться решились не все, но я все-таки залез в воду и мне сразу вспомнился февральский Кипр, там я тоже сцепив зубы окунался в воду и проклинал все на свете) но как и на Кипре, после того, как выходишь с такой воды – тебе очень хорошо, поэтому ни капли не жалея, мы пообедали и отправились  назад, с чувством выполненного долга. Путь назад был очень долгим, все устали, да и к тому же снова началась какая-то мистика косы – мы шли ровно так же как и утром, но сейчас идти по отмели было просто невозможно – такое ощущение, что кто-то приехал и посыпал всю отмель ракушками) Мы же, любители рационализма, объяснили это приливом, но, с другой стороны, должна же быть хоть какая-то доля мистики в жизни) Двигались мы, в общем, очень медленно, но все-таки успели дойти до места стоянки до заката. Ну и, конечно же, одной из еще не выполненных задач была увидеть потрясный закат на Кинбурне. Мы быстро разбили лагерь, и нам снова нужна была вода на ужин, и мы снова отправились к тем же ребятам, что и в предыдущий день, в надежде, что нам снова соблаговолит удача. Насчет следующего утра, я уже спланировал наш маршрут, чтобы дойти до того причала, который я планировал – нам нужно было встать часов в 5 утра и пройти около 7 км. При том, что один из наших участников сильно набил ногу и еле ходил. Я немного нервничал по этому поводу. Вообще ситуация с вот этим добиранием на баркасах всегда вызывает волнение, потому что сильно все не зависит от тебя. Например, капитаны говорят, что когда сильное волнение на море, то катера вообще не ходят, хотя когда мы там были, море не скажу, чтоб было спокойное – но катера ходили. И ты постоянно думаешь об этом и всегда есть вероятность просто не уехать оттуда.. или туда) В общем, сложно все) Так вот когда мы пошли за водой, я решил поинтересоваться у местных милых бабушек, как нам лучше пересечь поперек полуостров, чтоб быстрее выйти к причалу в Петровском. После непродолжительной беседы – мы полностью поменяли план – оказалось, что с причала в ближайшем селе тоже регулярно ходят катера, при чем одна из бабуль  тут же позвонила капитану и уточнила, что он точно будет завтра в 9 утра) Я очень удовлетворился своей любознательностью) таким образом нам нужно было идти км на 5 меньше, это очень упрощало задачу. Менять подъем я не решился, поэтому цифра осталась прежняя – 5 часов, но теперь у нас был очень хороший запас времени. Набрать воды нам снова удалось, что еще раз подтвердило чью-то сильную удачу, из участников группы) Вообще по поводу воды на косе реально проблемы, источников вообще нет, можно либо постоянно ходить в села и там либо покупать, либо набирать у местных (по слухам, они не очень приветливы оп этому поводу). Либо ориентироваться по пути, как мы.  Еще, поговорив с одним туристом  уже на пристани, я выяснил, что летом по всей косе устанавливают опреснители и можно спокойно набирать воду там, но информация не подтвержденная и надеяться на это не стоит. Возвращаясь на стоянку, мы еле успели выполнить свою, наверное, последнюю цель – увидели замечательный закат. Это действительно стоит того, чтобы туда ехать. Вечер прошел хорошо, снова под милое «щебетание» козодоя) Все порядком устали поэтому почти сразу после ужина разошлись по палаткам.

 


На следующий день – ранний подъем, пару часов  неспешным шагом и мы уже на месте. Правда, никакой пристани с.Рымбы на самом деле нет) есть только название, она находится за магазином (одним из двух в этом селе), их довольно легко найти. Там обычный берег залива, никакого намека на мост или что-то подобное. Поэтому  сначала даже засомневался, туда ли мы пришли и вообще придет сюда хоть какой-то транспорт) Но по мере приближения 9 часов на берег начали стягиваться люди, многие были с рюкзаками, хотя мы практически никого из туристов не видели в течении этих дней (наверное, они прятались). А через какое-то время пришел баркас и мы отправились в обратный путь, и тут я, наконец, выдохнул, все – поход закончен) Что касается самого Кинбурна, единственное, что я, по-моему, забыл упомянуть, это огромное количество медуз под берегом – вся прибрежная полоса так и кишит ими. Мы пытались сначала хоть как-то  не наступать на них, но потом просто оставили эту затею и шли прям по медузам. Ну а по поводу моих впечатлений – мне Кинбурн очень понравился. Очень уникальное и загадочное место, я сомневаюсь, что я приеду сюда еще раз в составе похода… Скорее я приеду сюда с гамаком, мешком канабиса и полдюжиной  каких-то странных людей творческого склада ума) Мы будем лениво валяться в теньке, рассуждать на высокоинтеллектуальные темы и никуда не спешить) Вот так мне подойдет. А вообще – путешествуйте, любите друг друга и открывайте замечательные места – возможно, если все так будут жить – мир станет лучше и добрее. До встречи)

 

Comments

Popular posts from this blog

Рецензия на фильм Теория тигра

Рецензия: Харуки Мураками "Исчезновение слона"