Рецензия: Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге»


Картинки по запросу о чем я говорю

 Я запланировал немного необычную рецензию на эту книгу: буду приводить цитаты и мысли Мураками и проводить аналогию с собственными мыслями и жизнью.
«Бег не только полезен для здоровья, для меня он стал еще и некой действенной метафорой. Бегая изо дня в день, дистанцию за дистанцией, поднимая планку все выше и выше и раз за разом ее преодолевая, я и сам поднимался вверх. Ну, или, во всяком случае, старался подняться на более высокий духовный уровень, ежедневно работая над собой, не жалея сил. Великим бегуном я никогда не был и не буду. Уровень у меня средненький, чтобы не сказать посредственный. Но это не имеет никакого значения. Для меня гораздо важнее знать, что сегодня я пусть не на много, а все-таки превзошел себя вчерашнего. Ведь если в беге на длинные дистанции мы кого-то и должны победить, так это прежних самих себя»
Я уже много раз задумывался об аналогии жизни со спортом или с туризмом. Первый раз это пришло мне в голову после восхождения на Эльбрус и Казбек. Тогда, еще не читав ничего подобного, у меня в голове сложилась картинка сравнения моей жизни и процесса восхождения и я провел тогда некоторые интересные аналогии, жаль, что тогда я не вел дневник путешествия. Во-первых, жизнь наша, это, по сути, и есть путь с преодолением препятствий, в случае, если ты стремишься к чему-то и хочешь чего-то достичь. Процесс восхождения на гору – достаточно сложный по своей структуре. Чтобы шансы взойти на вершину были больше – нужно подготовить себя, в данном случае – физически. То же самое можно наблюдать и в жизни: чтобы что-то сделать нужно себя тренировать: учиться, развиваться, подготавливаться морально и физически. Дальше – нельзя сразу прыгать на вершину. Это чревато очень печальными последствиями. В жизни я вижу это, когда каким-то молодым и неопытным людям дают без должных приложенных усилий какую-то высокую позицию на работе, или родители все обеспечивают, а сам ребенок ничего не делает и получает уже все готовое. Сначала возникает эйфория, что вот оно – все у меня есть, но через время происходит полный провал, так как он просто напросто не готов к распоряжению всем этим, у него нет необходимого опыта, знаний, да и получать он их не спешит. Возьмите восхождение на вершину без должной акклиматизации: скорее всего, процесс закончится для вас уже через сотню-другую метров, видел сам такие случаи. Людей забрасывают до максимально возможной точки, отдохнувших, радых, что не пришлось долго и мучительно карабкаться, терпеть все лишения походной жизни, а через 100 метров уже несут обратно на носилках.. Также вопрос команды. По сути, твой партнер по восхождению – это прямой аналог близких людей в жизни. Ты никогда не возьмешь себе в напарники в серьезный поход неподходящего тебе человека, потому что от него зависит твоя жизнь. То же самое и по жизни – мы выбираем тех друзей, в которых мы точно уверенны, что они не подведут и будут тебя поддерживать и подталкивать ближе к твоим целям, а в тяжелой ситуации подставят плечо, может, даже пожертвовав чем-то своим. И когда мне говорят: «Тебе что, делать нечего, зачем ты карабкаешься в эти горы или бегаешь, что тебе это дает, мучаешься и т.д.?» ) Ответ простой – это дает мне полную уверенность в своих силах, если я столкнусь со сложной ситуацией в жизни, а такие ситуации у меня постоянно. И я больше сем уверен, что если бы я не занимался спортом всю жизнь, вряд ли я стал таким, каким стал и добился того, чего добился. Мне недавно один знакомый, когда я решился на очередное сложное путешествие, сказал: «Жека, брось эту дурость, кому ты что пытаешься доказать?» Да в том-то и дело, что никому и в мыслях не было ничего доказывать, да и к тому же я давно уже бросил этим заниматься – доказывать кому-то что-то, еще в юности)) Каждый раз я побеждаю самого себя, это сугубо моя внутренняя борьба.
« Я отношусь к типу людей, которые любят и ценят уединение. Я люблю быть один. Или вернее так: быть одному мне совсем не трудно. И если я сначала пару часов бегаю в одиночестве и ни с кем не разговариваю, а потом еще часов пять сижу, опять-таки один, за своим письменным столом и работаю — то я не начинаю напрягаться и лезть на стены от тоски. Склонность к уединению проявилась у меня в сравнительно раннем возрасте. Любым совместным занятиям я предпочитал чтение в тишине или погружение в музыку — и никогда не скучал.»
Да!) Именно такие чувства у меня тоже возникают в одиночестве) Бегаю я тоже один, так как у меня есть некоторые небольшие моменты со здоровьем, я не могу равняться с полностью здоровыми людьми, и, вроде бы, занимаюсь спортом всю жизнь, но все равно уступаю другим. Поэтому принципиально всегда делаю это самостоятельно, в своем темпе и так, как мне нравится) Фильмы я тоже люблю смотреть один, поэтому не люблю кинотеатры. И вообще, я в большей степень нахожусь один, нежели с кем-то и мне это приносит наоборот удовольствие, а не угнетение.
«Бег на длинные дистанции никогда не вызывал у меня раздражения. В школьные годы я не питал особой любви к спорту, а школьную олимпиаду так даже и ненавидел. Потому что и то и другое мне навязывалось извне. Я терпеть не мог, когда меня заставляли делать что-то, чего я не хочу, да еще тогда, когда я не хочу этого делать. При этом если у меня была возможность делать то, что я хочу (но обязательно — когда и как хочу), то я отдавал этому все силы» «Начиная с первых классов школы и вплоть до выпуска я не испытывал ни малейшего интереса к тем вещам, которые меня заставляли учить. Однако я понимал, что от этого никуда не деться. Поэтому продолжал учиться, закончил школу и даже поступил в университет. Но удовольствия от учебы я не получал. С одной стороны, плохих оценок у меня никогда не было, с другой — не припомню, чтобы меня хоть раз похвалили или чтобы по какому-то предмету я был лучшим учеником. Вкус к учебе я ощутил гораздо позже, уже оставив позади все ступени образовательной системы и став так называемым полноценным членом общества. Я понял, что если меня что-то интересует, то я должен это изучать, ориентируясь только на себя самого,— в своем темпе и своими методами. Такой способ обучения оказался наиболее эффективным.»
Очень важный момент, и тут я нашел самого себя. Ситуация с украинским языком –самая яркая) Я учился в украинской школе да и родственники многие спокойно говорили на украинском языке, в общем, это не было никогда для нашей семьи ни идеей фикс, ни проблемой. Проблемой это стало как раз с того момента, когда мне начали этот язык навязывать. Мне еще повезло – когда я учился в школе у нас в программе еще был русский язык, но уже в старших классах моих его отменили и малыши стали учить только украинский и английский. Вот тогда-то и началась вся эта канитель с псевдопатриотизмом и глупым соперничеством, которое затронуло в том числе и культурную сферу, к сожалению. Но это второй момент, сейчас о беге) Так вот – бегом нельзя заниматься из под палки, у вас просто не получится. Вы будете мучиться и при первом же удобном случае – бросите это дело. А все дело в том, что любым спортом нельзя заниматься просто потому, что надо. Это должно помимо эффекта приносить еще какое-то другое удовлетворение. Если у вас этого нет – не начинайте, займитесь чем-то другим, что приносит такой же эффект: например – пойдите в зал, наймите персонального тренера и тогда вам будет жалко потраченных денег и вы будете ходить и заниматься всякой фигней, но вес сбросите)) то же самое) все кто меня знает, знает, что я не люблю все эти залы и тренеров, поэтому сейчас так язвлю))) но это будет гораздо эффективнее – вас будет кто-то контролировать и гонять плюс вы будете жалеть потраченных денег) но помните: вы платите за свою лень)))
«Я неожиданно понял, что у меня есть шанс стать писателем (а такой шанс выпадает далеко не всем), что, если постараться, я смогу написать вещь, которой сам буду доволен. Ну и естественно, решил эту возможность не упускать. Я был уверен, что крупное, серьезное произведение мне по плечу — поэтому, как следует все обмозговав, решил закрыть клуб и сконцентрироваться на писательской работе. На тот момент доходы от клуба превышали мои писательские гонорары — но мне ничего не оставалось, как смириться с этим фактом. Большинство моих знакомых были против такого решения, ну, или, по крайней мере, очень сильно сомневались в его правильности. «Дела в баре идут хорошо, зачем его закрывать?— советовали они. Здравого смысла в этих речах было выше крыши, ведь тогда мало кто верил, что из меня выйдет профессиональный писатель. Тем не менее я не мог последовать их советам. Я принадлежу к тому типу людей, которые привыкли всецело посвящать себя своему делу. Я умею пережить неудачу, но только в том случае, если и впрямь перепробовал все варианты,— иначе потом буду долго жалеть, что работал спустя рукава. Поэтому, несмотря на возражения окружающих, я продал бизнес и, поначалу немного смущаясь, сменил, что называется, вывеску и стал жить литературным трудом. «Я просто хочу проверить, на что я способен»
Полная аналогия со мной) я много раз уже рассуждал на эту тему, но, к сожалению, мне здесь нечем хвалиться, так же как и Мураками. Это я в отношении близких людей. Когда я решил не идти на работу, а попытаться открыть свой туристический клуб, меня поддержал один человек(!) ОДИН!) Из всех.. и это была подруга, а не самые близкие мне люди. Вы даже не поверите, насколько это тяжело. Сколько раз у меня опускались руки, каждый раз меня посещали мысли, что я не смогу, что ничего не получится – ведь я это слышал каждый раз от самых близких мне людей. Ну а если они в тебя не верят – то что уж про других говорить. Мне чудом повезло, что я не бросил все на пол пути и не повернул назад. А теперь подумайте, могло здесь обойтись без спорта?) вряд ли))) Позволю себе дать всем совет: девушки – родители, поддерживайте своих детей, помогайте им, а не препятствуйте, даже если это заведомо невыгодное дело, ребенок получит такой богатый жизненный опыт после этого, а самое главное, он поймет, что в какой бы ситуации он не оказался – у него всегда есть поддержка, а для человека это очень важно знать. Девушки, поддерживаете своих парней, вы даже не представляете, что произойдет в сознании человека, если вы скажете, что не верите, что у него что-то получится… лучше вам этого не знать))
«Но я вот считаю, что взрослому человеку (молодежь не в счет) очень важно определить для себя жизненные приоритеты. В жизни должен быть распорядок, согласно которому вы расходуете время и энергию. Если, достигнув определенного возраста, вы все еще не выработали такого распорядка, то очень скоро ваша жизнь потеряет четкость и контрастность.»
К этому приходишь в определенном возрасте, ко мне это пришло в 25 лет) я переосмыслил для себя жизнь, свое мировоззрение и очень этому рад. Для меня открылись новые горизонты, появились масса новых интересных целей в жизни. Распорядок действительно помогает, это больше относится к распределению времени между занятиями, отдыхом, планировании своего дня, недели на несколько ходов вперед. Когда этого нет ты это не делаешь, то действительно, появляется какой-то сумбур и ты «выпадаешь» из ритма и все путается. Тогда нужно прилагать немало усилий чтоб настроить все заново. И тут, конечно же, огромную роль играют мои любимые списки)) да, очень советую их составлять)
Не исключено, что, прочитав эту книгу, кто-то скажет: «Отлично! Попробую-ка заняться бегом». И, попробовав, обнаружит, что бегать действительно приятно. Ну что ж, замечательное развитие событий. И как автору, мне хочется, чтобы так оно и было. Но у каждого своя предрасположенность. Одному подходит марафон, другому гольф, третьему — азартные игры. Когда вижу, как школьников — всех до единого — выгоняют на стадион, у меня сердце разрывается. Заставлять бегать тех, кто этого не любит или попросту не годится для бега,— бессмысленная пытка. Я бы давно уже посоветовал учителям физкультуры с этим завязывать, но, боюсь, они меня не послушают. Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там
Последнее предложение просто потрясающее, это станет одним из моих любимых афоризмов) Здесь хочу рассказать об интересной встрече, которая произошла со мной в одном из путешествий) Было это во Львове, я возвращался домой с Европы и у меня выпало пол дня в этом замечательном городе. Я решил, естественно, провести их с пользой и залезть куда-то подальше) Выбрал я своей целью гору напротив Высокого Замка. Там располагался некий крест и мне стало интересно, что он означает и поближе его рассмотреть. В итоге я взял пива и обед с собой, чтоб перекусить на горе и пошел туда. На горе меня очень удивило увидеть двух людей, пару, как оказалось – поляки. Они тоже пили пиво и я к ним присоединился. Мы разговорились, они как раз путешествовали по разным странам и в тот момент были в Украине. А внизу, недалеко от горы, было видно школу, точнее ее спортивную площадку, на которой проводился урок физкультуры. И вот эти поляки переговариваясь между собой на польском, которого я не понимал, вдруг начали смеяться и тыкать пальцами на детишек, и одно слово я узнал точно – они постоянно повторяли «муштра» «муштра»)) Я не выдержал и спросил, что их так веселит)) они сказали, что у них совсем другой метод воспитания детей и что подобный урок физкультуры это просто издевательство над детьми, которых без желания загоняют на физкультуру и «муштруют»)) вот такая история) мне тогда показалось это дикостью, но сейчас я скорее бы согласился с ними)
Этим летом в Японии очень странная погода. Сезон дождей, который обычно прекращается к началу июля, тянулся до конца месяца. За это время пролилось столько дождя, что меня от него уже тошнило. Некоторые районы затопило. Погибло много людей. Говорят, что все это из-за глобального потепления. Может, так оно и есть. А может, и нет. Существуют веские доводы в пользу обеих версий. Одни эксперты говорят одно, другие — другое. Но многие все равно продолжают считать, что большинство проблем на земле вызваны именно глобальным потеплением. Низкие продажи на рынке одежды, выброшенные на берег тонны сплавного леса, наводнения, засухи, рост потребительских цен — почти всегда виновато злополучное потепление. Мир, как и прежде, нуждается в некоем абсолютном злодее, на которого можно показать пальцем и сказать: «Это ты, ты во всем виноват!» В любом случае (конечно же, из-за какого-то законченного мерзавца, на которого управы нет и не будет), дождь лил и лил не переставая.
Мураками здесь в конце шутит, но по сути, это ведь так и есть. Этим пользуются обычно слабые люди, они не способны исправлять собственные ошибки, а, тем более, признавать свою вину. Они всегда ищут кого-то, на кого можно свалить все проблемы и сказать, что это все из-за него) Кстати, это самый излюбленный прием наших правителей. Но политика запрещенная тема на блоге, поэтому углубляться не буду, вы ,я думаю, и так все поняли прекрасно)) Ну и немного о себе. Я занимаюсь бегом достаточно давно. Так как я футболист и, надеюсь, всю жизнь им буду, для меня бег – это естественное упражнение, которое необходимо для поддержания формы. Ты всегда чувствуешь даже лишние пару килограмм, которые набрал за долгий перерыв с физкультурой (обычно это происходит зимой или на затянувшихся праздниках). У меня процесс прихода в себя длится, примерно, 2-3 занятия бегом. Я даже проверял цифры как-то (вот делать нечего было)) и да, плюс-минус 2-5 кг у меня набирается/сбрасывается, когда происходит вот такая штука. НО! Я никогда не относился к бегу, как к чему-то философскому, хоть и спортсмен. Нет, я, конечно, получаю удовольствие от самого процесса, не могу сказать, что я прям мучаюсь каждый раз на пробежке. Иногда бывает сложно вытащить себя из дома на очередной подход, но, как только ты выйдешь на улицу – все сразу меняется, особенно ,если тепло) Но вот у господина Мураками все по другому) Честно сказать, я никогда не думал, что есть люди(из непрофессиональных бегунов), которые настолько любят бегать и так серьезно к этому относятся) Кстати, меня всегда интересовал вопрос: а почему люди, в основном, бегают против часовой стрелки, никогда не задумывались?) Может кто-то знает ответ на этот вопрос) Вообще, сама книга является некоторой автобиографией напрямую пропитанной бегом. То-есть он не описывает только бег или только свою жизнь и деятельность – он через призму бега выходит на разные грани своей жизни, проводит разные интересные аналогии, о которых я сам много раз задумывался и в итоге – получается довольно-таки неплохое повествование. Это книга публицистическая, ее будет интересно почитать даже тем, кто не увлекается бегом или другими видами спорта, но кому интересен писатель или кто любит находить разные закономерности в жизни и копаться в разных ситуациях. Моя оценка 4 (шкала). Книгу стоит читать, особенно, если любите автобиографические вещи или просто любите Мураками) Ну и закончу на мажорной ноте) Камень с плеч для любителей покушать))
«Если вдуматься, то склонность к полноте можно расценивать как подарок судьбы. Судите сами, чтобы не располнеть, я должен ежедневно работать над своим телом, правильно питаться и не позволять себе никаких излишеств. Это непросто, но если не отступать, то в конце концов обмен веществ оптимизируется и ты становишься не только сильнее, но и здоровее. В каком-то смысле даже омолаживаешься, ну, или, по крайней мере, начинаешь стареть гораздо медленнее. В то же время люди, которым не приходится следить за весом, не чувствуют потребности заниматься спортом или соблюдать диету. Думаю, мало кто захочет идти на такие исключительные меры, если в этом нет реальной необходимости. И именно поэтому в большинстве случаев худые от природы люди с возрастом теряют физическую форму — ведь без нагрузки не только мышцы ослабевают, но и кости размягчаются. Чтобы понять, есть ли в жизни справедливость, необходима временная перспектива. Почти уверен, что среди тех, кто читает эту книгу, есть немало склонных к полноте людей, так вот, как я уже говорил, эту свою особенность мы должны воспринимать позитивно, как подарок судьбы или к счастью загоревшийся красный сигнал светофора. Однако я понимаю, что так относиться к своей полноте — задача не из легких.»
ПЫ.СЫ. Еще одна моя рецензия на книгу Мураками

Comments

Popular posts from this blog

Рецензия на фильм Теория тигра

Рецензия: Харуки Мураками "Исчезновение слона"