Рецензия на «Приют грез» Э. М. Ремарк




Что же, осень постепенно входит в свои права и мы все чаще и чаще встречаем прохладные уходящие вдаль летние закаты. А это значит, что наступает пора заядлых книголюбов, которые, бросая все бренные дела, укутываются пледом, и под шорох опадающих листьев с кружкой чего-нибудь горячего отправляются в увлекательное путешествие по страницам всевозможных повествований любимых авторов. Один из таких закатов я провел в замечательном ремарковском Приюте Грез, о чем и решил написать.

Я люблю Ремарка еще со школы, я прочитал почти все его произведения, осталось совсем немного и у меня такое странное чувство - я боюсь дочитать ВСЕ книги. Наверное, это потому что я скептик и консерватор в искусстве и считаю, что лучше авторов просто уже не будет в наше время и в ближайшем будущем. Поэтому я очень бережно и трепетно отношусь к каждой последующей книге любимого писателя – смакую ее полностью, погружаюсь в мир автора, его героев, выписываю и перечитываю каждый раз цитаты.

Приют грез меня пленил с первой же страницы, на которой описывалось буйство, правда, весны, но все же. Я не знаю, почему так происходит, но почему-то мне попадаются книги, фильмы, именно в тот момент, когда я в нуждаюсь в том, что происходит в сюжете.

Главный герой – Фриц – вольный художник - к зрелому возрасту пришел к своей житейской мудрости, как он выражался: «нашел покой в себе», что безусловно и я считаю самым главным в жизни. В нем я вижу квинтэссенцию мудрости – он прошел через всевозможные испытания, перестал гнаться за славой, деньгами и обустроил свой Приют Грез – маленькую, уютную комнатушку в небольшом немецком городке с тихими улочками и спокойной жизнью. Он занимается живописью, упорно работает над тем, что ему приносит удовольствие. Отраду он находит в том, что обучает и направляет молодых, но уже достаточно культурно подкованных людей, которых собрал вокруг себя. В этом он чувствует силу и это становится для него одним из смыслов жизненного путешествия.

В Приюте Грез нет ничего лишнего, все напоминает о дорогих близких людях, событиях, встречах, приятных моментах в жизни. Там нет даже лишнего стула - гостей обычно садят на обитый тканью ящик с углем. Но при этом, в его обители – обязательно всегда присутствуют цветы, как символ подлинной чистоты и незавуалированности, а ночью своим блеском и тайнами манят звезды, которые пробиваются сквозь Окно Сказок в его потолке. После спокойного рабочего дня в одиночестве – комнатушка наполняется звонким смехом и безудержной веселой болтовней молодежи, которая так желает обсудить все, что случилось с ними за день. Эти ребята делают только первые шаги в искусстве: кто в музыке, кто в живописи, кто в написании стихов – но, приходя сюда, они четко знают, что именно здесь есть мерило их зарождающегося таланта – старина Фриц Шрамм всегда подставит плечо, подскажет, посочувствует, но иногда и конструктивно покритикует.

Этот старый художник - он настоящий товарищ, учитель – чего так не хватает в нашей жизни для молодежи, которая старается уйти от этих порочных и глупых законов общества и стать частью чего-то великого, частью красоты этого мира. И, к сожалению, многие так и не находят такой поддержки и спускаются назад, на примитивный уровень, который так прост и врастают в него. Рисуя в своем воображении образ Фрица у меня почему-то всегда всплывал перед глазами актер Джереми Айронс, как бы я хотел увидеть экранизацию этого романа с ним в главной роли – думаю, здорово бы получилось.

В книге, конечно же, раскрыта тема чистой и искренней любви, которую так ищешь всю свою жизнь и в некоторые моменты так устаешь, что поневоле думаешь, что такое бывает лишь в книжках. Но спасибо большущее таким авторам, как Ремарк – они способны уже за пару часов доказать обратное и ты с новым вдохновением пускаешься в новые поиски решения этой задачи. Понятное дело, что не совсем правильно так говорить – но я все равно считаю, что раньше такие понятия, как любовь, честь, преданность, дружба – играли в жизни людей намного большие роли, нежели сейчас – и это противно. Эх.. как бы хотелось хоть на маленький период попасть в ту эпоху, побывать в Приюте Грез, поговорить при свечах о литературе, послушать песни в исполнении молодой и кроткой студентки под аккомпанемент старенького рояля и попить кроваво-красного вина с такими разными единомышленниками . Мне все время вспоминался замечательный фильм Вуди Аллена с глубоким смыслом – Полночь в Париже, я его очень люблю и он вызывал во мне подобные чувства.

Ремарк так ясно описывает эмоции героев, что ты очень ярко и просто сразу же отрисовываешь их в своем воображении – именно поэтому его книги такие эмоционально сильные – в грустные моменты тебе и правда хочется плакать, а в смешные ты начинаешь смеяться, сам удивляясь своей реакции.

Приют Грез – это первый опубликованный роман Ремарка, но сколько в нем силы и потенциала – это как очень хорошее вино, которой с годами становится только лучше, но в этом случае у книги нет пика развития, что делает ее еще более бессмертной. Я всем советую почитать эту книгу – это маленький шажок сознания в другой мир, в мир красоты, любви, настоящей дружбы – всего великого, чего мы так ищем в суете повседневной жизни. Я очень надеюсь, что в скором времени у меня появится свой Приют Грез, в котором я бы хотел заниматься именно тем, чем занимались герои этого замечательного произведения...

Всем приятного прочтения за чашечкой какао и под теплым пледом! И, напоследок, немного о Родине...

"В немецкой летней ночи заключена странная магия, – раздумчиво начал Фриц. – И вообще в нашей родине. Пожалуй, ни один другой народ не испытывает такого восхищения перед чужестранным, такой тяги к другим мирам и тоски по дальним далям, как мы, немцы. Более того, эти чувства частенько даже заходят слишком далеко и оборачиваются обезьянничаньем, не заслуживающим ничего, кроме презрения. И тем не менее пусть наш добропорядочный немец Шмидт спокойно станет американским гражданином Смитом, пусть он говорит по-английски, назовет своих детей Мак и Мод и станет плевать на Германию. Уверяю вас, все это будет внешняя или показная ребячливость! Как только этот мистер Смит услышит звон рождественских колоколов, почует аромат родной рождественской коврижки или же увидит усеянную огнями рождественскую елку, он тут же, несмотря на свой English spoken и Мод с Маком, вновь превратится в старого доброго немца Шмидта и, вопреки всем деловым ухваткам и погоне за долларами, вновь поверит в сказки и чудеса, которые вошли в плоть и кровь каждого настоящего немца, – я имею в виду не тех, кто породнился с евреями или славянами. И пусть даже он тысячи раз глухими беззвездными ночами кусал себе руки, он все равно, все равно превратится! Это и есть самое упоительное, вечно юное в нашем народе, это и есть многократно высмеянный простодушный немецкий Михель, его детская непрактичность. Я не политик и плюю на все политические течения. Я – человек, это и есть моя политика! К тому же я еще и художник. Поэтому для меня непрактичный Михель, все еще увенчанный невидимой короной, для которого жизнь по-прежнему полна чудес, восторгов и веры, стоит намного выше холодного и расчетливого дельца, каковыми стали наши кузены, для коих жизнь всего лишь арифметическая задача. Мир прекрасен. Но у нас он прекраснее всего. Это субъективно, и я понимаю, что англичанин, француз, испанец тоже имеют право так сказать. А уж итальянец тем более. И все же я это говорю и тоже имею на это право. Когда я в Риме под сверкающим синевой куполом неба восхищался пентеликским и каррарским мрамором, на меня вдруг навалилась такая невыразимая тоска по летней ночи в Германии, такая ностальгия, что я тут же уехал домой и растрогался чуть ли не до слез, вновь увидев первую березку… "

Comments

Popular posts from this blog

Рецензия на фильм Теория тигра

Рецензия: Харуки Мураками "Исчезновение слона"