Рецензия: Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"


Картинки по запросу эрик берн игры в которые играют люди

 Я давно интересуюсь психологией с точки зрения обычного грамотного человека, понятно, что я не психотерапевт и не профессиональный психолог, и не собираюсь ни тем, ни другим становиться в будущем. Но эту науку я очень сильно уважаю и всегда прислушиваюсь к мнению известных исследователей в этой сфере. Поэтому я уже достаточно много прочитал книг в этой сфере, но в первую очередь меня привлекают книги, которые написаны понятным «обычному смертному» языком, но раскрывающие тайные пути к темным уголкам нашего мозга)
Так вот, книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», к сожалению, в мой список любимых книг по психологии не попадает) Ее очень превозносят в мире психологии и в мире бизнеса и саморазвития, она входит во множество списков ТОП, но я ее так не расцениваю. Собирался почитать давно, ее еще советовали мне преподаватели в университете, я тогда ее купил в бумажном варианте, но вот добрался только спустя много лет после выпуска. Первое, что бросается в глаза – это стиль изложения: он не «затягивает». Я всякий раз, читая книгу, ловил себя на мысли, что я где-то в облаках витаю, но никак не на строках книги, приходилось возвращаться и перечитывать заново. Сначала думал, что это только вначале, но продолжалось так постоянно. Дальше – вообще нет примеров из жизни. Это самое для меня «страшное» в книгах по психологии)) Под каждую игру автор моделирует воображаемую ситуацию, придумывая героев и простые условия. Ты понимаешь, о какой ситуации идет речь, но было бы намного круче, если бы описывались реальные случаи из психотерапевтической практики и это добавило бы значительно к интересу чтения книги. Еще что не понравилось – информация подается хаотично. Хоть книга и разделена на четкие главы и темы, но, к примеру, когда описывается очередная игра, может приводиться параллель или описываться другая игра, которая встречается дальше по книге или вообще в книге отсутствует. И читателю остается либо листать книгу в поисках приводимой игры, чтоб понять, что она описывает, либо гуглить, либо смириться и сказать «Ну ок»)) и продолжить читать) что я и делал) потому что мне было не настолько интересно, чтоб я искал, а что же он имел в виду. Еще мне показалось, что в книге нет вообще ничего сверхъестественного: по сути, вся идея этих игр – это то, что мы привыкли называть стереотипным поведением людей. Например, в одной из игр автор описывает ситуацию, когда девушка легко флиртует с парнем, например, в каком-то заведении, получает легкое ухаживание, а потом, получив требуемое, пресекает дальнейшее развитие событий. И так всем давно известно, что это какое-то шаблонное стереотипное поведение девушек, скрывающее определенные мотивы, у каждого свои. Просто автор окрестил это игрой и назвал это определенным клише. Безусловно, есть моменты, о которых ты не задумываешься в таких ситуациях. Берн выделяет три уровня Я человека (вернее, не Берн их выделяет, а Фрейд, ну да ладно) и каждую так называемую игру он разбирает по полочкам, описывая, что происходит на каждом из уровней Я и какие истинные задачи  могут быть поставлены человеком в этой игре. Но я не нашел главного для меня, того, что хотел отыскать в этой книге – не ТО, что подразумевает поведение человека в каждой из игр, но ТО, что могло привести к толчку для этого человека начать эту игру и продолжать ее играть с другими. Вот это мне было бы намного интересней, докопаться до сути – почему так происходит, чтоб, например, не допускать таких ошибок в воспитании собственных детей. Еще поднадоело очень долгое введение и расшифровка понятий в первой части книги. Помимо описания понятий, автор тут же приводит примеры уже на играх, а ты даже не понимаешь, что в его понятии игра, а даже если понимаешь, то опять же – описание самой игры, на которой он строит объяснение, будет дальше по книге. Из плюсов – иногда было интересно находить среди своих близких и знакомых игры, в которые играют они)) прям как по учебнику, но опять же, это и так было известно, а вот причины, к сожалению, в книге не раскрыты, поэтому понять я их не могу. В общем и целом) Моя оценка 3 (по моей шкале оценивания). Но опять же – это оценка с точки зрения обычного обывателя)) не забывайте об этом) я, возможно, многого не понимаю в психологии и поэтому до меня не дошла великая ценность этой книги)) все-таки она легла в основу целой концепции – трансакционного анализа Эрика Берна, поэтому изучающим психологию, думаю, стоит с ней ознакомиться) Кстати, пользуясь случаем, для тех, кому интересна эта тема: у нас в Одессе есть Институт глубинной психологии, который принимает активное участие в изучении и обучении концепции Трансакционного анализа Берна. Мне повезло присутствовать на серии мастер-классов, который вела Ева Поплавская, кандидат психологических наук. Мне очень понравились темы, которые там обсуждались и если бы я хотел развиваться в этом направлении, я бы пошел на их курсы. Там они более тщательно разбирают все эти вопросы, ведут курсы практикующие специалисты, поэтому есть возможность все на практике посмотреть и отработать.

Comments

Popular posts from this blog

Рецензия на фильм Теория тигра

Рецензия: Харуки Мураками "Исчезновение слона"